#2 o6oRmoT » 26 мар 2010, 13:46
Super GT/JGTC
Серия Super GT, известная ранее как Japan Grand Touring Car Championship или JGTC (по-японски Zen Nihon GT Sensyuken) – гоночная серия автомобилей класса Gran Turismo которая продвигается ГТ-Ассоциацией (GT-A), разрешена Японской Автомобильной Федерацией и признана FIA.
История
JGTC появляется в 1994 году, по распоряжению Японской Автомобильной Федерацией (JAF), которая через свой филиал – ГТ-Ассоциацию (GT-A), заменяет несуществующую более серию Japan Sports Prototype Championship группы С, которая прекратила свое существование в конце 1994 года. В тот же год появляется Japanese Touring Car Championship группы А, который проводится в соответствии с требованиями Супертуринг формулы, т.е. как во всем мире. Чтобы не допустить доминирования одной команды в серии, благодаря космическому бюджету, в JGTC вводятся жесткие пределы мощности, а также санкции по увеличению веса машин-победителей, все это делается с одной единственной целью создать борьбу на треке, а не в мастерских и лабораториях, и тем самым сделать гонки интересными и зрелищными. В самой первой гонке серии, которая также была показательной гонкой IMSA GT, не считая машин класса GTS и GTU из американской серии, стартовая решетка была представлена в основном автомобилями класса JSS (Japan Sport Sedan), и только 2-мя машинами класса JGTC – Nissan Skyline GT-R, которые были заявлены от команды Nismo. Прототипы и машины класса Euro GT появились только в одной гонке, которая объединила в себе два класса IMSA и Группу Н («эн») в состязании «1000км Сузуки». В течении следующего сезона, правила должны были подвергнуться тщательному пересмотру. Решено было создать 2 класса: класс 1 идентичен классу FIA GT 1, а класс 2, соответственно, FIA GT 2. Класс JSS должен был раствориться в последнем классе. Это сделало серию более значимой в сравнении с другими гоночными сериями мира, команды JGTC имели свободу – выставить любую машину на гонки, будь то машина JSS из прошлого сезона, или болид IMSA GTS. Прототипы группы С, которые доминировали в сезоне, были выгнаны из чемпионата в конце 1994 года. В конце сезона, стоимость машин класса FIA GT 1 достигла космических высот. Чтобы снизить затраты команд, и не допустить развития событий в стиле JSPC, которая была заменена как раз JGTC, ГТ-Ассоциация приходит к решению еще раз пересмотреть правила. В ходе изменений были выделены 2 класса GT300 и GT500. Деление по классам осуществлялось по критериям веса машины и мощности двигателя, которую регулировали с помощью воздушного рестриктора. Проще говоря построив машину, инженеры команды приглашали представителя GT-A, который в зависимости от веса и мощности определял величину рестриктора. В 2002 году GT-A делают следующий шаг, который окончательно определил чемпионат как GT-серию. Было введено правило, что в чемпионате могут выступать лишь 2-х дверные машины, для команды Cusco, было сделано исключение – им разрешили участвовать на 4-х дверном седане – Subaru Impreza. Впервые за всю историю японский ГТ-чемпионат осмелился представить себя во всей красе зарубежом, на трассе Sepang в Малайзии, с тех пор этот этап стал ежегодным. После отмены уличной гонки JGTC в Шанхае, чемпионат отправляется в США, где в 2004 году он проводился как показательное выступление перед гонкой серии D1GP на Калифорнийском треке в Фонтане. Однако гонка проводилась за неделю до рождества и не имела большого успеха, поэтому JGTC не вернулась в США. После нескольких лет успешных реформ, серия должна была быть признана Международной федерацией автоспорта (FIA). 10 декабря 2004 года было принято решение переименовать JGTC в Super GT, чтобы привлечь иностранные команды, спонсоров и болельщиков. Так как до этого в чемпионате участвовали в основном японские команды и спонсоры и серия не имела популярности зарубежом. Гонки в серии Super GT, проводятся в основном в Японии на известных трассах таких как Мотеги, Фудзи, Сузука. Также есть и зарубежные гонки в Малайзии. Гонка представляет собой соревнование на выносливость протяженностью 500 км или более, или состязание состоящее из двух заездов.
Классы
Машины в Super GT подразделены на 2 класса GT500 и GT300 ( не более 500 л.с. и не более 300 л.с. соответственно). Мощность регулируется благодаря использованию воздушных рестрикторов, которые устанавливаются на впускном коллекторе двигателя. Более тяжелые автомобили могут использовать больший по диаметру рестриктор, чтобы уравнять шансы. Оба класса выступают одновременно на трассе, а классифицируются в разных зачетах.
В высшем классе - GT500, борьбу за первенство ведут 3 японских производителя: Toyota (Supra/Lexus SC 430 с 2006 года), Honda (NSX) и Nissan (Fairlady Z заменил Skyline GTR). Также здесь соревнуются частные команды на Ferrari, Lamborghini и других европейских марках. Правила в GT500 достаточно демократичны, командам разрешается ставить двигатели от других моделей, менять их расположение, использовать нагнетатели на изначально атмосферных моторах. Шасси также может подвергаться сильным доработкам, может использоваться трубчатая рама, единственное чтобы кузов был похож на серийную машину. Все это привело к тому что в этом чемпионате состязаются возможно наибыстрейшие автомобили класса GT. Эти нормы предостерегают команды от траты огромных сумм на постройку гоночных машин и от траты денег на омологацию определенных автомобилей. Хотя некоторые компании особенно Хонда и Ниссан все еще разрабатывают машины для омологации (например Honda NSX R-GT). В последние годы тем не менее, был проведен ряд изменений в правилах как класса GT500 так и в классе FIA GT 1, эти изменения были сделаны чтобы сделать эти 2 класса более одинаковыми, чтобы в будущем они, возможно, могли состязаться вместе. Тем не менее класс GT500 остается все равно быстрее, благодаря своей аэродинамике, так Maserati MC12 в спецификации FIA GT 1, теряла в среднем на 1 секунду в повороте по сравнению с машинами класса GT500, в течении подготовки к сезону 2006 года, на трассе Сузука, в результате чего команда решила ее даже не заявлять для участия в сезоне. Наиболее традиционные фанаты автоспорта считают что машины GT500 подвергаются запрещенным доработкам, и не признают их. Электронные средства, такие как ABS и Traction Control запрещены (даже если они есть в стандартном автомобиле), также как и карбоновые тормоза. Размещение и размер аэродинамических элементов также строго оговорены. Разрешается использование резины следующих марок: Bridgestone, Yokohama, Dunlop, Kumho, Michelin и Hankook (с 2006 года).
В GT300 принимают участие лишь несколько заводских команд, поэтому он более разнообразен и непредсказуем. Здесь много машин европейского и американского производства. Этот класс более строго стеснен правилами чем GT500. Здесь запрещено изменять конструкцию и геометрию подвески, машина должна быть максимально приближена к серийной модели, что делает этот класс более доступным для частных команд.
Общая информация
Super GT очень уникальный чемпионат и глупо утверждать, что вся его зрелищность создается огромными капиталовложениями богатых команд. Чемпионат достаточно открытый и демократичный. В начале сезона каждая машина получает воздушный рестриктор, который ограничивает мощность в соответствии с лимитами каждого класса. В чемпионате предусмотрены обязательные питстопы и смены пилотов, в строго определенное для этого время, чтобы избежать доминирования. В 2004 году в гонке в Калифорнии, несколько команд были оштрафованы, когда выяснилось что они совершили обязательный питстоп за круг до официальной обязательной остановки. В Super GT используется наиболее популярная система гандикапа, это добавление балласта в наиболее быстрые машины. В то время как в европейском чемпионате балласт начисляется за окончательную позицию в гонке, в Super GT также учитывается позиция в квалификации, а также время прохождения круга.
Пилоты Super GT в Японии практически национальные герои. Возможно это объясняется любовью японцев к автоспорту. Существуют большие фан-клубы определенных пилотов, которые организовывают поездки на каждый этап чемпионата, чтобы поддержать своего кумира. Многие гонщики серии Super GT также участвуют в таких чемпионатах как D1GP, например Нобутеру Танигучи и Манабу Оридо. Также в Super GT участвуют пилоты Формулы 1. Так в 1997 году нынешний тест-пилот команды Макларен Ф1 – Педро де Ла Роза выиграл чемпионат в классе GT500 вместе со своим напарником Михаэлем Круммом.