Случилось то, чего все с нетерпением ждали последнее время. Межконтинентальный кубок «Ле-Ман» получил статус чемпионата мира и с 2012 года будет называться World Endurance Championship (WEC).
Президент FIA Жан Тодт оказался впечатлен тем прогрессом, которого достиг Кубок, организованный год назад Западным автомобильным клубом Франции (АСО). Все начиналось с трех гонок на трех континентах. Сейчас в календаре ILMC 7 этапов, большая часть из которых (Себринг, Спа, Силверстоун) входили в состав чемпионата мира по гонкам в классе спортивных машин. В это же первенство был включен и знаменитый марафон в Ле-Мане.
В первом сезоне WEC участникам предстоит посоревноваться как минимум на шести трассах. Кольцо Сарте тоже включено в этот список, но особо оговаривается тот факт, что эта гонка останется полностью под контролем АСО.
В заявлении Всемирного совета по автоспорту подчеркивается:
«Организуя новый чемпионат мира, представители FIA и ACO полагают, что он должен стать настоящей лабораторией для внедрения и развития новых технологий. Это позволит производителям в условиях жесткого соперничества подчеркнуть способность производить высокоэффективные узлы и механизмы».
Президент ACO Жан-Клод Плассар заявил, что рад достижению соглашения с FIA:
«Марафонские шоссейно-кольцевые гонки снова займут причитающееся им место в иерархии мирового автоспорта».
Символичным жестом стало приглашение Тодта в Ле-Ман. 11 июня именно президент FIA даст отмашку французским флагом, что ознаменует собой начало 79 марафона на кольце Сарте.
Организация нового чемпионата мира никак не затронет уже существующее первенство FIA GT1. В следующем году истекает омологация большинства существующих машин GT1, поэтому организаторам придется допустить на старт модели классов GT2 (в спецификациях до 2010 года) и GT3. Судя по всему, это окончательно запутает процедуру «баланса сил» и окончательно превратит серию в подобие голландского чемпионата Supercar Challenge, в котором участвует самая разношерстная техника и полупрофессиональные пилоты.
В WEC тоже будет свой приз для участников GT. Так как победить в общем зачете представители GTE (GT2) не могут, то для них будет организован специальный трофей World GT Endurance Championship. Никакого отношения к FIA GT он не имеет.
Представители мира гонок спортивных машин отреагировали на вести о возрождении WEC позитивно.
«Мы очень рады этой новости, – заявил шеф Peugeot Sport Оливье Кенель. – Марафонские гонки выходят на новый уровень. Теперь от участия мы будем получать еще большую отдачу. Конкуренция возрастет, что должно заинтересовать зрителей. Полагаю, первенство заинтересует новых производителей».
Ясно, что в Audi проектировали свой новый прототип R18 не только для участия в Ле-Мане. Да и работы над новым купе на фирме Ника Уирта закипели с новой силой. Представители спортивного отделения марки Toyota должны когда-нибудь решиться на возвращение в марафонские гонки. В команде Aston Martin указывают на то, что нынешний сезон станет всего лишь тестовым для новой баркетты AMR-One, а основной удар будет нанесен в 2012 году.
Знаменитый Анри Пескароло тоже счастлив: «Я продвигал эту идею. Раньше было труднее, так как между АСО и FIA бушевала настоящая война. Но это было во времена Макса Мосли (предыдущего президента Федерации). Когда выбрали Жана Тодта, я тут же предложил ему подумать над возможностью создания чемпионата мира. И топор войны между Клубом и Федерацией был закопан.
Многие участники уже четыре-пять лет просили возродить WEC. Теперь могу похвастать, что сыграл роль катализатора в процессе переговоров между Жаном Тодтом и Жаном-Клодом Плассаром.
Я еще не знаю, сможет ли моя команда принять участие в WEC, но теперь шансы на это гораздо выше. Кроме того, я уверен, что в новом чемпионате мира у представителей дизельного и бензинового лагерей будут равные шансы на победу».
Возможно, уже в 2012 году мсье Пескароло сможет купить двигатели Audi или Peugeot – в АСО всерьез размышляют над тем, чтобы обязать производителей продавать свои силовые агрегаты частникам.
«Определенно, мы счастливы услышать, что возрождается чемпионат мира, – пояснил генеральный директор Oak Racing Франсуа Сикар. – Мы начали свою кампанию в ILMC с уверенностью, что вскоре этот Кубок получит более высокий статус. Мы восхищены итогами первого этапа сотрудничества между FIA и ACO. Уверен, что это будет интересно и нашим спонсорам. WEC станет достойной альтернативой F1 или WRC.
Титул «чемпионат мира» понятен спонсорам. Это существенно облегчает процесс переговоров. Первенство планеты, включающее в календарь «24 часа Ле-Мана» – я не знаю, можно ли желать большего.
Сейчас предстоит решить главный вопрос и обеспечить качественные телевизионные трансляции. Нужно продемонстрировать болельщикам, что марафонские гонки – важная категория автоспорта. Из этого мира на конвейер были переданы многие интересные технологические решения. Кроме того, заезды на выносливость – это невероятное приключение, с которым связаны многочисленные увлекательные истории».
Управляющий команды Lotus Jetalliance Жан Кальмар признался, что сначала, как и большинство болельщиков, оказался в недоумении:
«Сначала я подумал, что в новом чемпионате поедут сразу три класса GT. Это было бы для меня большой неожиданностью, так как такое развитие событий нам было не на руку. Я тут же связался с АСО и попросил уточнить это обстоятельство. К счастью, все оказалось гораздо лучше. Всем будет заниматься Клуб, и на старт допустят лишь машины категории GTE».
Глава фирмы Oreca Хью де Шонак поддержал общее мнение: «Это превосходные известия. Сейчас на слуху у всех только «24 часа Ле-Мана». Титул «чемпионат мира» позволит исправить эту ситуацию и обязательно привлечет новых производителей.
Полагаю, что календарь будет похож на тот, что представлен в ILMC. Организаторы постараются развести по разным датам этапы WEC и F1. Что касается состава участников, то это, скорее всего, должно напоминать ралли. Будет несколько команд, заявленных на весь сезон, а остальные будут выступать на отдельных этапах и дополнять стартовую решетку».
Первый чемпионат мира по марафонским гонкам был проведен в 1953 году. С тех пор первенство несколько раз меняло название, но смысл оставался прежним – на трассе соревновались марки, а не гонщики. Чемпионатом мира для пилотов последние 60 лет была Формула-1. И в самом начале семидесятых F1 серьезно уступала WSC. Дошло до того, что на некоторых трассах спортивные машины проходили круг быстрее, чем гоночные. Затем соотношение сил выровнялось, и паритет сохранялся до тех пор, пока тогдашний вице-президент FIA Берни Экклстоун не прибрал к рукам всю власть в Формуле-1 и начал строить свою империю.
Конкурентов Берни, наверно, в лучших традициях рыночной экономики, устранял. В WSC был введен новый технический регламент. Предлагалось использовать двигатели, аналогичные тем, что использовались в F1. Экклстоун вещал о том, что производители будут рады, что смогут использовать одни и те же силовые агрегаты в двух чемпионатах мира. На деле оказалось, что предложение не устроило ни одну из марок, а небогатые частники попросту не могли купить дорогие моторы. Через пару лет после гибели WSC (в 1993 году) в подобную ловушку попались и организаторы старого чемпионата DTM.
Теперь многое изменилось, но история заставляет многих болельщиков с опаской относиться ко всем новинкам. Однако грядущие изменения, если здраво оценивать ситуацию и послушать комментарии участников, представляются позитивными. Во всяком случае, у руля FIA уже не верный друг Экклстоуна, а француз Жан Тодт, которому гораздо легче договориться с соотечественниками из АСО. Времена дикого капитализма Берни и компании уходят в прошлое.
Олег Стожков, http://www.auto-sport.ru/